Во многих сферах бизнеса спрос и предложение периодически меняются в пределах календарного года. Причины этого явления — сезонности — специфичны для каждого рынка. Они могут быть связаны со временем года, привычками покупателей, динамикой жизни и другими факторами. Рассмотрим эту проблему на примере рынка потребительских товаров и услуг.

Рынок потребительских товаров и услуг включает огромное количество продуктов. Спрос на них в разное время года неоднородный. На этом рынке также присутствуют компании, которые по характеру своей деятельности сезонные. Классические примеры: туристические фирмы, центры шиномонтажа, точки продажи мороженого и прохладительных напитков.

Ни для кого не секрет, что у компаний, занимающихся продажей цветов, 8 Марта прибыль возрастает в десятки раз. За счет праздников они получают большую часть годовой прибыли, эквивалентную доходу, полученному на протяжении всего года за счет текущих продаж. Другой пример — компании, которые занимаются продажами климатической техники. Так, в течение всего года накопительные водонагреватели не пользуются особым спросом. Но в период, когда в стране на две недели отключают горячую воду, для продавцов водонагревателей наступает «8 Марта».

ИМЕННО ПЕРИОДЫ ПИКОВЫХ НАГРУЗОК НЕСУТ В СЕБЕ НАИБОЛЬШУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА. ЕСЛИ В КАКОЙ-ТО СЕЗОННЫЙ ПЕРИОД У ВАС НЕ БЫЛО ПРОДАЖ, ТО ОСНОВНОЙ РИСК, КОТОРЫЙ ВЫ НЕСЕТЕ КАК ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — ЭТО НЕДОПОЛУЧЕННАЯ ПРИБЫЛЬ. ПРИ ЭТОМ ВЫ ОСТАВЛЯЕТЕ ЗА СОБОЙ ВОЗМОЖНОСТЬ КОМПЕНСИРОВАТЬ ЭТОТ ПЕРИОД, ОТРАБОТАТЬ ЕГО В БУДУЩЕМ.

В условиях пиковой нагрузки, когда заказов поступает больше, чем вы можете обеспечить, возникает риск потери репутации, которая, как известно, дороже денег.

В целом можно выделить два основных периода сезонности — летний и зимний. Летний период отличается более низкой деловой активностью из-за массовых отпусков. Хотя летом проседают не все рынки. Именно в этот период оживает рынок DIY (категория товаров «сделай сам»). Начинаются активные продажи инструментов, строительных материалов, товаров для дачи, становятся популярными товары для туризма и отдыха (сумки-холодильники, навигаторы и прочее). На остальных рынках активность начинается только в конце августа и продолжается до конца ноября. В декабре наблюдается пик продаж — они увеличиваются в 1,5 раза по отношению к показателю ноября. При этом уже в следующем месяце вступает в силу другая закономерность сезонности бизнеса: в январе продажи сокращаются в 2 раза по отношению к декабрю. Сгладить это падение невозможно.

ОБЫЧНО ПРИБЫЛИ ПОСЛЕДНИХ ДВУХ МЕСЯЦЕВ ГОДА ХВАТАЕТ, ЧТОБЫ НИВЕЛИРОВАТЬ НЕДОПОЛУЧЕННУЮ ВЫГОДУ В ЯНВАРЕ. ЗНАЯ ОБ ЭТИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ЗАРАНЕЕ, МОЖНО УПРАВЛЯТЬ ФАКТОРАМИ СЕЗОННОСТИ БИЗНЕСА.

Что же нужно сделать, чтобы избежать сложностей, вызванных сезонными пиками и провалами продаж?

 

123

Go top